19 июня

Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями российского стандарта


Предлагаем вам просмотреть и обсудить следующие материалы:

Вебинар «Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС». Ведущая - Клинова М. Н., научный сотрудник отдела сопровождения ФГОС Института развития образования Пермского края

Урок литературного чтения. Проводит Черепанова И.И., финалист Всероссийсского конкурса «Учитель года – 2014»

Урок русского языка. Проводит Хлыпина Н.В., лауреат Всероссийсского конкурса «Учитель года – 2014»

Урок по предмету «Окружающий мир». Проводит Бернгардт Т.Д., лауреат Всероссийсского конкурса «Учитель года – 2014»


Дебаты
Вопросы для обсуждения:
1. Какие особенности технологии проектирования урока, на Ваш взгляд, помогают учителю реализовывать задачи образовательного стандарта начального общего образования? 


2. Какими методами и приёмами учитель на уроке формирует у учащихся универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные)? 


Предложите из собственного педагогического опыта наиболее эффективные технологии деятельностного подхода, методы и приёмы направленные на формирование умения учиться.

Свою точку зрения просим публиковать в комментариях. 
Обсуждение модерируется. Комментарии публикуются с некоторой задержкой по времени.

37 комментариев:

  1. Какие особенности технологии проектирования урока, на Ваш взгляд, помогают учителю реализовывать задачи образовательного стандарта начального общего образования?
    Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

    Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

    Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

    Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

    Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

    Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

    На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

    Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

    Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

    Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

    Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

    Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

    На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Модели современного урока: традиционная и инновационная. Традиционная включает в себя следующие компоненты: триединая цель урока, план-конспект, преобладающая фронтальная форма обучения, методы и приемы обучения, типы уроков. Инновационная модель в свою очередь делится на деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты: ключевые и базовые компетентности, обязательное проектирование урока учителем, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока, практический опыт деятельности. Тенденции развития современного урока включают в себя формирование потребности учащихся в познании и умений учиться (ОУУ), применение новейших информационных технологий, разнообразие типов урока, тщательное проектирование урока в процессе его подготовки, технологичность обучения, применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения, свобода в выборе структуры урока. ( методисты кабинета нач. классов Обл ИППО)

      Удалить
  2. Ленсина Людмила
    Пишу с компьютера коллега, так как по техническим причинам собственный интернет отсутствует.
    Проектирование уроков в логике системно-деятельностного подхода требует предварительной подготовки, включающей:

    анализ содержания предмета с целью выявления обобщенных способов действий и предметных компетенций, осваиваемых учащимися в процессе изучения предмета;

    определение перечня универсальных учебных действий, формируемых в рамках предмета, на основе сопоставительного анализа предметных, метапредметных и личностных результатов;

    выбор способов достижения результатов на основе изучения психолого-педагогической литературы по проблемам развивающего обучения, методических рекомендаций по реализации авторской программы, реализуемой учителем, опыт работы, в том числе в условиях вариативных программ;

    выбор способов текущей диагностики (своей деятельности и деятельности учеников);

    проектирование, проведение, самоанализ уроков (взаимопосещение и взаимоанализ).

    Из вышеперечисленного следует, что новые подходы к проектированию урока требуют от учителя постоянного самоанализа и корректировки своей деятельности, в этом могут помочь листы анализа учебного занятия, представленный в таблице (раздатки)

    Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Современный урок включает в себя компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально- ценностный опыт; личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций ребенка; самостоятельная работа ученика, а не учителя; практический, деятельностный подход; использование образовательных технологий

      Удалить
  3. . Какие особенности технологии проектирования урока, не ваш взгляд, помогают учителю реализовывать задачи образовательного стандарта начального общего образования?
    Педагогическое проектирование – одна из функций, связанных с разработкой эффективной деятельности как учителя, так и обучающихся. Проектирование педагогического процесса- это специально организованный процесс, направленный на изменение внутреннего образа обучающегося, поэтому и требуется детальная разработка каждой его составляющей. Основные этапы при проектировании урока традиционного типа определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приемов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней работы учащихся; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для проведения итога урока.

    ОтветитьУдалить
  4. Личностные УУД:
    1. Психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок
    Регулятивные УУД.

    1. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы.Так, научить детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.
    2. Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первого класса.
    3. При самооценке работ учащихся применяю метод «шкалирования».
    4. взаимооценивание письменных работ.
    5. Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, од Познавательные УУД:
    1.Проблемное обучение.
    2. Проектное обучение
    3. Педагогические игры
    4.На уроках математики использование схем-опор
    5. На уроках русского языка широко используются различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы.
    Коммуникативные УУД:
    1. Работа в парах или группах
    2.В процессе изучения учебных дисциплин формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения заданий, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.

    3.Речевые упражнения «Придумай продолжение текста»

    4. Творческие пересказы текста от лица разных героев-персонажей.

    1. 5.Упражнение«Повторяем с контролем».

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. . В современной педагогической системе ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

      Удалить
  5. Какими методами и приёмами учитель на уроке формирует у учащихся универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные)
    Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Сформированость универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется («какое значение, смысл имеет для меня учение»); действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор (осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего Познавательные универсальные действия включают действия: исследования, поиска и отбора необходимой информации, структурирования информации; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно). Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

    ОтветитьУдалить
  6. Ленсина Людмила.
    Пишу с компьютера коллеги. Личный интернет по техническим причинам отсутствует.
    Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций.
    Для формирования всех видов УУД использую элементы технологии «Развитие критического мышления», в частности, прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.
    Познавательные УУД (повышение мотивации к изучению материала, развитие умения прогнозировать) формируются при выполнении заданий «Верные–неверные утверждения», «Прогнозирование».
    • Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
    • «участие в проектах;
    • творческие задания;
    • мысленное воспроизведение картины , ситуации;
    • самооценка события , происшествия;
    • дневники достижений.
    Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
    • составление кластера;
    • толстые и тонкие вопросы;
    • составь задание партнеру;
    • отзыв на работу товарища;
    • групповая работа по составлению проекта, ОК;
    • диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
    • «подготовь презентацию...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.


    Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».
    Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и
    систематизировать учебную информацию.
    Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

    ОтветитьУдалить
  7. Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран. За последние годы четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но все же в учебном процессе сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения; между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения. Мудрость учителя поможет выбрать самые эффективные педагогические технологии для достижения целей урока. В своей работе я эксперементировала с многими формами, методами, технологиями. Наиболее качественно удавались дифференцированные методы обучения, особенно на уроках математики, технологии сотрудничества. Импонирует переход школы от авторитарной (традиционной) педагогики к адаптивной: внедрение личностно-ориентированных технологий; перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности.

    ОтветитьУдалить
    Ответы


    1. Хороший современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется.
      Учитель начальных классов должен придерживаться основного принципа новых стандартов: открывать знания, а не получать. Содержание образования не изменилось, изменился подход: на уроке чаще звучат вопросы: что ты думаешь по этому поводу? А как бы ты вышел из этой ситуации? Большое внимание уделяется взаимодействию учеников. Индивидуальная работа сочетается с коллективной, групповой, работой в парах.
      Получать знания помогает современная техника, компьютеры, интерактивные доски. Детям становится интересно. Все хотят выйти к доске. В результате чего учебный процесс активизируется.
      На уроках русского языка и литературного чтения происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках литературного чтения сводилось к формуле «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации, её использованию. Да, любой урок – это творчество, поэтому каждый педагог старается пробудить интерес к изучаемому предмету. Не просто осуществляя передачу знаний и умений, но и укрепляя веру в свои силы у каждого ученика, независимо от его способностей, используя для этого современные образовательные технологии, грамотно адаптируя их в соответствии с педагогической ситуацией на уроке, создавая ситуацию успеха для каждого. Я пришла к выводу, что организовать учебный процесс именно таким образом можно, если использовать в своей работе технологию развития критического мышления ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Именно на таких уроках можно в полной мере на любом этапе создавать ситуацию успеха и комфорта на основе сотрудничества. Так как при использовании технологии критического мышления возрастает сотрудничество между учителем и учеником, повышается активность самих учащихся, уменьшается психологическое напряжение, а это значит, что ребята чувствуют себя комфортно на уроке - конструируется ситуация успеха, формируется благоприятный социально-психологический климат в межличностных отношениях.
      Задача учителя – развивать у школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти читательские умения не только оттачивают умы учащихся, но и служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, и являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.
      Я, считаю, что реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое.

      Удалить
  8. Какие особенности технологии проектирования урока помогают учителю реализовывать задачи образовательного стандарта начального общего образования?
    « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» (Джон Дьюи)
    Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя.
    Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования.
    Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
    Наиболее эффективными следующие образовательные технологии:
    технология проблемного (эвристического) обучения;
    технология уровневой дифференциации;
    информационно - коммуникативная технология;
    игровая технология;
    исследовательские технологии (метод проектов, эксперимент, моделирование).
    Эти технологии направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника.

    ОтветитьУдалить
  9. Какими методами и приёмами учитель на уроке формирует у учащихся универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные)?
    При выборе форм, способов и методов обучения и воспитания (образовательных технологий) в начальной школе учителю следует руководствоваться возрастными особенностями и возможностями младших школьников и обеспечивать с учетом этих факторов:
     расширение деятельностных форм обучения, предполагающих приоритетное развитие творческой и поисковой активности в учебной и во всех остальных сферах школьной жизни;
     организацию образовательного процесса с использованием технологий учебного сотрудничества, обеспечивающих расширение видов групповой работы обучающихся, их коммуникативного опыта в совместной деятельности, как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах, широкое использование всех видов коммуникации, в том числе с использованием возможностей информационных и коммуникативных технологий;
     использование игровых технологий, способствующих решению основных учебных задач на уроке;
     использование оценочной системы, ориентированной на обучение детей само- и взаимооцениванию (выбор конкретной технологии оценивания).
    Опыт показывает, что часто из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребёнка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик самоосвобождается от необходимости контролировать и оценивать. В связи с этим учебная работа ребёнка постепенно лишается собственно контролирующего и оценивающего компонентов и, следовательно, внутренней мотивирующей и направляющей основы. И как результат – пробелы в знаниях. Именно поэтому все усилия я направляю на организацию собственных контрольно-оценочных действий обучающихся.
    Из опыта работы. Фрагмент оценочного листа.
    Тема «_________________________________________________________»
    1. Распределить ИС (имена существительные) по группам из Росси…, в Кита…, в Петербург…, на самовар…, о закупк…, к торговл…, без торговл…, в развити… наук…, освоение Сибир… (Работа в парах. Обучающиеся 1 варианта выписывают ИС с гласной –е в окончании, 2 варианта –
    с гласной -и) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. На скорость собрать деформированное предложение, определить падеж ИС, выполнить синтаксический разбор предложения:
    аптекаря выпитая каждая чая чашка разоряет
    __________________________________________________________________

    4. Мини спринт – диктант (вписать окончание ИС):
    1 2 3 4 5 6
    Учитель читает стихотворение Б.Заходера:
    В лесочк…, над речк..й,
    Построена дачка.
    На дачк… живет
    Небольшая собачка.
    Собачка довольна
    И лес…м и дач…й,
    Но есть огорчения
    В жизн… собачьей.


    ОтветитьУдалить
  10. 2. Повышение интереса можно достигнуть следующим приемом; который формирует коммуникативные и познавательные УУД.
    «Удивляй!»
    Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и стимулирует работу ума, как удивительное:
    Например; Окружающий мир «О воде » 3 класс. Урок проходил в декабре, когда уже лежал снег. Это урок можно начать с загадки:
    «Существует удивительная страна, в которой люди ходят по воде, и это правда.» Можно выслушать предположения детей о какой стране идет речь.
    «Посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так
    привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее свойств.»

    Иногда удивительное не просто привлекает внимание «здесь и сейчас» , но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого помогает – прием :
    «Отсроченная отгадка».
    - В конце урока учитель дает загадку, удивительный факт, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом на следующем уроке.
    Например: Окружающий мир.
    «На следующем уроке мы поговорим об очень опасном животном? Как вы думаете о каком ?» Можно выслушать предположения детей о каком животном идет речь.
    Но иногда возникает ситуация: удивить хочу, но нечем. Тогда на помощь приходит следующий прием:
    «Фантастическая добавка ».
    Я дополняю реальную ситуацию фантастикой.
    Мы можем придумать фантастическое растение, животное, перенести литературного героя во времени и так далее.
    С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.
    «Лови ошибку».
    - Объясняя материал, я намеренно допускаю ошибки.
    Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Мы можем даже подсказывать «опасные места» интонацией, жестом.

    «Пересечение тем».
    Ученики подбирают свои примеры, задачи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой.
    Например: русский язык. «Найдите несколько слов с безударными гласными в изучаемом на уроке чтения произведении».
    Эти приемы помогают формировать познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД.

    ОтветитьУдалить
  11. 1. Технологии проектирования урока нового типа.
    Требования к уроку: Объявление темы урока - формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы).
    Сообщение целей и задач - формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач).
    Планирование - планирование учащимися способов достижения намеченной цели(учитель помогает, советует).
    Практическая деятельность учащихся - учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует.
    Осуществление контроля - учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует.
    Осуществление коррекции - учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает.
    Оценивание учащихся - учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует.
    Итог урока - проводится рефлексия.
    Домашнее задание - учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.


    ОтветитьУдалить
  12. Учитель в современной школе использует различные приемы и методы для формирования УУД. Работая в этом учебном году с первоклассниками, считаю, что одним из важных методов является деятельностный метод, позволяющий детям креативно мыслить, развивать духовные мотивы деятельности, познавать себя, определять свою внутреннюю позицию. Давать самооценку, формировать навыки самоконтроля и саморегуляции. Чтобы научить учеников ставить и решать проблемы, использую метод постановки проблемы и ее решения. Считаю важным с первого класса научить школьников самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; иметь мотивацию на успех. Для решения этой задачи использую метод самооценивания. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье. В качестве основы для формирования коммуникативных УУД, начиная с первого класса, использую методы групповой и парной работы. Важно с первых дней научить ребенка работать в коллективе, уважительно относиться к позиции другого. Испозование этих методов позволяет уже к середине первого класса успешно адаптироваться к школьной жизни всем детям и положить начало формированию УУД.

    ОтветитьУдалить
  13. Процесс модернизации образования предполагает наличие у педагога умений составлять образовательные программы, выбирать и совершенствовать педагогические технологии, оптимизировать условия обучения. Для эффективной организации своей деятельности учителю необходимо владеть общими подходами к самостоятельному проектированию и осуществлению процесса обучения. Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.
    Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Изменение целей современного образования повлекло за собой изменение всех составляющих методической системы учителя. Это ведет к переходу от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом мотивированной, сознательной учебной деятельности. Чтобы это получилось, учитель должен уметь моделировать урок в разных технологиях. Для начальной школы актуальны следующие педагогические технологии: игровые (ведущий метод – игра; организационные формы – деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактическая игра), коммуникативные (ведущий метод – общение; обучение в содружестве, взаимообучение, работа в парах и группах сменного состава, учебный диалог, учебная дискуссия), исследовательские (ведущий метод – проблемное обучение, метод проектов; организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций). Все технологии строятся на развитии способности учащихся проектировать предстоящую деятельность и быть ее активным субъектом.

    ОтветитьУдалить
  14. Формирование познавательных УУД связано с содержанием учебных предметов, способами и логикой преобразования учебного материала. Становление же личностных, регулятивных ,коммуникативных и познавательных действий идет в основном через различные ситуации и процедуры взаимодействия участников образовательного процесса, использование специальных методов и форм организации учебной работы учащихся.
    Регулятивные УУД формируются в процессе их многократного повторения: вначале под непосредственным руководством учителя, потом в коллективной деятельности с другими учащимися, а затем самостоятельно. Особое внимание нужно уделить рефлексивному развитию учащихся, обеспечив смену позиций и разный взгляд на свою деятельность. Необходимо давать ребенку возможность не только учиться и быть в позиции «ученика», но и возможность учить другого – быть в позиции «учителя».
    Для формирования коммуникативных умений необходимо регулярно включать каждого учащегося в специально организованные ситуации, где он должен слушать, не перебивая собеседника, читать, излагать свои мысли четко и ясно письменно или устно, задавать вопросы на уточнение и т.д.
    Познавательные учебные действия подразумевают умения:
    -выделять признаки, по которым сравниваются объекты;
    - выделять признаки сходства;
    - выделять признаки различия;
    - выделять главное и второстепенное в изучаемом объекте;
    - выделять существенные признаки объекта;
    - разделять объект на части;
    - располагать части в определенной последовательности;
    - характеризовать части этого объекта;
    - находить главное в изучаемом объекте или явлении;
    - устанавливать главную причину явления;
    - кратко оформлять высказывание, связывающее причину и следствие;
    Какие методы и приемы для формирования у учащихся УУД на уроках использую в своей работе:
    Прием 1. «Зеркало».
    На видном месте вывешиваю лист ватмана, на котором обозначены темы; рядом крепится маркер (карандаш). Каждый ученик может в течение дня написать то, что он думает по предложенным темам:
    1. одобряю, критикую, предлагаю, сделал;
    2. понял про себя, понял про других, не понял про себя, не понял про других;
    Прием 2. «Нормы социальной жизни».
    Нормы создаются всеми участниками учебной группы и принимаются индивидуально каждым. Они оформляются для всеобщего обозрения в учебной комнате, для того, чтобы в нужный момент можно было к ним обратиться. Приведу примеры таких правил:
    - говори, не мешая другим (в паре - шепотом, в группе – в полголоса);
    - не отвлекай другого (других) лишними вопросами; задавай вопросы по существу дела;
    - слушай, не перебивая другого человека;
    - принимай мнение других членов;
    - уважай других;
    - корректно исправляй ошибки других людей;
    - согласовывай свои дела и действия с другими;
    Прием 3 «Шкала успеха».
    - я мог (- ла) работать и лучше;
    - Сегодня я понял (- а), чего мне не хватает для успешной работы;
    - Я сегодня плохо работал (- а);
    – Я очень старался (ась), но у меня не все получилось;
    - Сегодня я работал (- а) в полную силу. У меня все получилось.
    Метод пяти пальцев:
    - М(мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт получил?
    - Б(безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
    - С(средний) – состояние духа. Каким было сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа?
    - У(указательный) – услуга, помощь, Чем я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?
    - Б(большой) – бодрость, физическая форма. Каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

    ОтветитьУдалить
  15. Здравствуйте, уважаемые коллеги!
    Предлагаем из собственного педагогического опыта наиболее эффективные технологии деятельностного подхода, методы и приёмы направленные на формирование умения учиться.
    При проектировании и проведении урока комбинированного типа, направленного на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов, учитель может использовать следующие методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, а также педагогические технологии:
    1. Объявление темы урока (познавательные, общеучебные, коммуникативные УУД) - ведение проблемного диалога
    2. Сообщение целей и задач (регулятивные, целеполагания, коммуникативныеУУД) - ведение проблемного диалога.
    3. Планирование (регулятивные, планирования) - работа с картой урока, с интерактивным плакатом.
    4. Практическая деятельность учащихся (познавательные, регулятивные, коммуникативные) - групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся; работа по решению проектных задач, проведение ролевых игр. работа с учебником (учёт вариативной и инвариантной части), применение словарей, справочников, ИКТ – технологий.
    5. Осуществление контроля (регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные) - применение методики безотметочного обучения само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям, образцам).
    6. Осуществление коррекции (коммуникативные, регулятивные коррекции) - использование памяток, организация взаимопомощи.
    7. Оценивание учащихся (регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные) - применение методики безотметочного обучения, работа по само- и взаимооцениванию устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям).
    8. Итог урока (регулятивные саморегуляции, коммуникативные) - проведение рефлексии с применением: вопросов, символов – кружков в листах обратной связи, смайликов, приёма «ладошка».
    9. Домашнее задание (познавательные, регулятивные, коммуникативные) - дифференциация заданий, применение творческих заданий, практико-значимых заданий.
    Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок.
    Коллектив Енакиевской ОШ № 31.

    ОтветитьУдалить
  16. Здравствуйте, уважаемые коллеги!
    На наш взгляд, необходимы для внедрения программ начального образования являются следующие условия:
    1. Изучение нормативных документов.
    2. Кадровое обеспечение ( прохождение курсов, участие в круглых столах, дебатах, дискуссиях).
    3. Информационные условия (контролированный доступ участников общеобразовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в Интернете).
    4. Материально-технические условия.
    Коллектив Енакиевской ОШ № 31.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Какими методами и приёмами учитель на уроке формирует у учащихся универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные)?
      Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
      Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать», т.е. формировать у учащихся универсальные учебные действия. В составе видов универсальных учебных действий, выделяют четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный. Актуальность формирования УУД для начального общего образования обусловлена, в первую очередь, в достижении успешности всеми учащимися. Исходя из потребностей родителей и обучающихся, запросов общества универсальные учебные действия необходимо формировать, начиная с первого класса. С нашей точки зрения, демократичное общение на уроках - это возможность безболезненной психологической адаптации первоклассника к школе. Поэтому в общении с учениками, опираясь на идеи сотрудничества, предполагающие в каждом первокласснике уникальную личность, необходимо давать ребенку ощущение личной значимости, возможность совершать на каждом уроке личностно значимые открытия. Для этого применимы следующие методы:
      Деятельностный метод - формирование личностных, регулятивных универсальных учебных действия.
      Метод постановки проблемы и ее решение - формирование регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действия.
      Групповые и парные методы работы - формирование коммуникативных универсальных учебных действия.
      Метод самооценивания - формирование регулятивных, коммуникативных, личностных универсальных учебных действий.
      Применение этих методов уже к середине первого класса позволяет успешно адаптироваться к школьной жизни всем детям и положить начало формированиию универсальных учебных действий.

      Удалить
  17. Учебно-воспитательный процесс начинается с урока и им же заканчивается. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса. Сегодня, на мой взгляд, существенно меняется его функция, форма организации. Урок должен подчиняться не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию. Для этого на своих уроках стремлюсь:
     создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;
     стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. д;
     использовать в ходе урока дидактические материалы, позволяющие ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
     оценивать деятельность ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
     поощрять стремления ученика находить свой способ работы (решение задачи),
     анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
     создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
     создавать обстановку для естественного выражения ученика.

    ОтветитьУдалить
  18. Начальная школа способна обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования.
    Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.
    Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно, в игровую.
    Поэтому, считаю, что для формирования универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.д. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий. На уроках обучения грамоте использую игры, совершенствующие слуховое восприятие: «Хлопки», «Твердый – мягкий», «Идем на День рождения». Для уроков математики - игры на отработку состава числа «Домики», «Собери елочку» и др. В своей работе для развития речи и эмоционального развития ребенка использую игры-драматизации. Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков. С этой целью часто провожу работу с тренажерами.
    В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках использую групповую работу. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Такой вид деятельности на уроке помогает мне регулировать внутриколлективные отношения.

    ОтветитьУдалить
  19. Прежде чем проэктировать урок учитель прежде всего должен чётко поставить себе цели и задачи, каких результатов он ждёт в конце урока. Я считаю , что эффективными технологиями являются; технология проблемного обучения, информационно-коммуникативная, игровая, уровневая дифференциация, исследовательская технология.

    ОтветитьУдалить
  20. Учителя начальных классов Зеленовской ОШ Амвросиевского района (Волошина И. В., Ворона Л. В., Егорова Е. П., Нагурная Ю. М.)

    Просмотрели уроки, взяли интересные идеи для работы. Считаем, что технология проблемного обучения является одной из первоочередных.

    ОтветитьУдалить
  21. 1. Какие особенности технологии проектирования урока, на Ваш взгляд, помогают учителю реализовывать задачи образовательного стандарта начального общего образования?
     Тему урока формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы).
     Цели и задачи урока формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач).
     Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует).
     Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует.
     Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает.
     Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует.
     Итог урока – проводится рефлексия.
     Домашнее задание учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.
    2. Какими методами и приёмами учитель на уроке формирует у учащихся универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные)?
     Ведение проблемного диалога (познавательные, коммуникативные, регулятивные).
     Работа с картой урока, с интерактивным плакатом (регулятивные планирования).
     Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся. Работа по решению проектных задач. Проведение ролевых игр. Работа с учебником (учёт вариативной и инвариантной части). Применение словарей, справочников, ИКТ – технологий. (Познавательные, регулятивные, коммуникативные)
     Работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (Регулятивные оценивания (самоконтроля), коммуникативные)
     Использование памяток. Организация взаимопомощи (Коммуникативные, регулятивные коррекции)
     Проведение рефлексии с применением: вопросов, символов – кружков в листах обратной связи, смайликов, приёма «ладошка» (Регулятивные саморегуляции, коммуникативные)
     Дифференциация заданий. Применение творческих заданий, практико-значимых заданий. (Познавательные, регулятивные, коммуникативные)

    ОтветитьУдалить
  22. Мендерова Татьяна19 июня 2015 г. в 11:16

    Количество этапов урока, их последовательность и содержание учитель определяет, исходя выбранного типа урока и специфики учебного предмета.
    Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт предоставляет большой выбор для новых идей и творчества. Но если мы знаем, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не нужно их отбрасывать. Необходимо найти им применение наряду с новыми технологиями.
    Каждый урок должен быть четко организован и методически продуман. Проектируя все этапы урока, учитель должен распределить время для своевременного начала и окончания урока, организации интеллектуальной и практической деятельности, определить время динамической паузы, контроля оценки деятельности.
    Количество этапов урока, их последовательность и содержание учитель определяет, исходя выбранного типа урока и специфики учебного предмета.
    1. Четко определить и сформулировать для себя тему урока.
    2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.
    3. Спланировать учебный материал, Подобрать учебные задания, целью которых является:
    узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".
    4. Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности учащихся на уроке формируются: на этапе объявления темы урока - познавательные, обще учебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач – регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д.
    5. Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.
    6. Разработать структуру урока
    7. Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля
    8. Разработать домашнее задание. Оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.
    9. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
    Вот такое наше мнение по вопросу проектирования урока. С уважением, коллектив Енакиевской специализированной школы №9. школы №9.

    ОтветитьУдалить
  23. Особенность технологии проектирования урока заключается в том, что теперь учитель на каждом этапе должен четко расписать свою деятельность и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося должна быть представлена в трех аспектах: познавательном, коммуникативном и регулятивном.

    ОтветитьУдалить
  24. Особенностью новых образовательных стандартов общего образования является их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций.
    На всех этапах современного урока учащимся отводится активная роль (формулирование целей и задач урока, планирование способов достижения поставленной цели, работа по намеченному плану, осуществление контроля и оценивание результатов деятельности). Учитель помогает, консультирует, советует.
    Какими методами и приёмами учитель на уроке формирует у учащихся универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные)
    В начальной школе используются следующие педагогические технологии: 1. Коммуникативные – метод общения (работа в парах, группах, дискуссия, диалог). 2. Исследовательские технологии – проблемное обучение (метод проектов). 3.Игры - деловые, ролевые, дидактические, сюжетные. 4. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций. Все технологии способствуют активному участию обучающихся в предстоящей деятельности.

    ОтветитьУдалить
  25. Для формирования у учащихся универсальных учебных действий эффективны: групповые, индивидуальные методы работы, метод самостоятельной работы. метод проблемного обучения. Используются формы самоконтроля, взаимоконтроля, самооценивание, оценивание своих товарищей. Учитель при этом консультирует, помогает, советует, подводит к...

    ОтветитьУдалить
  26. Проектное обучение полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно не должно вытеснять её и становится панацеей. На современном этапе необходимо продуманное включение проектного обучения в классно-урочную систему. Нельзя превращать проектную деятельность, в самоцель, навязывая её учителю и ученикам: она разрабатывается и используется для совершенствования образовательного процесса, для лучшего усвоения знаний, умений и навыков, развития мотивации в учении, для успешного формирования общей культуры каждого участника.

    ОтветитьУдалить
  27. Какие особенности технологии проектирования урока, на Ваш взгляд, помогают учителю реализовывать задачи образовательного стандарта начального общего образования?
    Любой стандарт от учителя всегда требует триединой цели урока: познавательная, воспитательная и развивающая, ставит определенные задачи. Именно поэтому на каждом этапе современного урока учитель независимо от целей и темы данного урока формирует у детей различные УУД, предметные и метапредметные знания.
    Но какие именно особенности в проектировании урока помогают реализовывать задачи образовательного стандарта? Ответ наиболее прост – все зависит от учителя, темы и целей урока, ведь один и тот же урок каждый учитель проведет как-то иначе, чем его коллеги, и наоборот один учитель в разных темах может так же использовать разные методы и приемы. Лично я считаю, что каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы каждая секунда урока учила, воспитывала или развивала его учеников, ведь даже физминутку можно адаптировать под тему урока, а так же развивать у детей навык анализа – здесь все зависит от хода творческой мысли учителя.
    Поэтому, на мой взгляд, главной особенностью в проектировании урока, помогающей реализовать задачи стандарта является подход учителя к конкретному уроку, теме, его целей, ведь структура урока позволяет использовать разнообразнейшие методы, приемы, формы на любом этапе урока.

    ОтветитьУдалить
  28. Людмила Гумуржи19 июня 2015 г. в 20:11

    Проблема эффективности образовательного процесса является актуальной на протяжении многих лет. Долгие годы педагоги спорят над тем, каким технологиям отдать предпочтение, какие формы работы помогут сформировать универсальные учебные действия. Часто в образовательной деятельности учителя отказываются от традиционных форм, считая, что они не смогут эффективно реализовать поставленные задачи. Педагог – это творческая личность, которая сможет правильно выбрать наиболее эффективные технологии для достижения поставленных целей образовательной деятельности. За годы работы экспериментировали со многими формами, методами, технологиями, при этом, объединяли традиционные и инновационные формы. Наиболее продуктивными можно считать дифференцированные методы обучения, технологию сотрудничества. Актуальным, на наш взгляд, является переход от традиционной педагогики к адаптивной: использование личностно-ориентированных технологий обучения, на субъективной основе, где субъектом деятельности является саморазвивающаяся личность.
    Учителя начальных классов ОШ №1: Чигусова М.В., Сидорченко Л.И., Гумуржи Л.А., Лядская Л.Г.

    ОтветитьУдалить
  29. Проектное обучение полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно не должно вытеснять её и становится панацеей. На современном этапе необходимо продуманное включение проектного обучения в классно-урочную систему. Нельзя превращать проектную деятельность, в самоцель, навязывая её учителю и ученикам: она разрабатывается и используется для совершенствования образовательного процесса, для лучшего усвоения знаний, умений и навыков, развития мотивации в учении, для успешного формирования общей культуры каждого участника.

    ОтветитьУдалить
  30. Метод проектов - комплексный метод.поскольку его реализация предполагает использование совокупности других проблемных методов:обучения в малых группах,"мозговой атаки".дискуссий,ролевой игры проблемной направленности,рефлексии;он отражает личностно- ориентированный подход,способствует формированию соответствующих компетенций,

    ОтветитьУдалить
  31. Елена Сташевская
    Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут.

    Если рассматривать объекты познания как системы, то соответствующим подходом (принципом) их изучения должен выступать системный.Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований.Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности.
    Что важно знать, уметь учителю начальной школы? Я считаю что это:

    - знать принципы деятельностного подхода;

    - уметь реализовать его на практике;

    - освоить новую систему оценивания – критериальную;

    - освоить принципы организации диалога на уроке.

    ОтветитьУдалить
  32. В настоящее время в педагогической копилке учителя находится достаточно большой и разнообразный арсенал средств и приемов, позволяющих вовлечь каждого ученика в активный поиск знаний. Интерактивные методы включают в себя: метод проблемного изложения, метод мозгового штурма, метод критического мышления, мини-исследования, конкурсы, игры, ролевые игры, метод анкетирования, проектную деятельность и др.
    Коллектив учителей нач. классов ОШ№" г. Кировское

    ОтветитьУдалить